Сфера ИТ развивается с каждым днем все быстрее, и спрос на хороших ИТ-специалистов растет. Что я, как рекрутер, подразумеваю под «хорошим» ИТ-специалистом? Для успешной карьеры в ИТ разработчикам необходимо демонстрировать как технические навыки, так и набор soft skills – личностных качеств самоорганизации, делового общения и взаимодействия в команде. Некоторым людям они даются сложнее, чем языки программирования, базы данных и фреймворки. Рассмотрим soft skills, которые точно стоит прокачивать для трудоустройства в ИТ.

Коммуникативные навыки

«Встречают по одёжке, а провожают по уму» – поговорка, знакомая всем с детства.  «Одёжка» на интервью будет иметь более широкое значение. Конечно, рекрутер обратит внимание на то, опрятен ли ваш внешний вид.  Но также важно учитывать, что первое, что будет оценивать рекрутер, – это коммуникативные навыки кандидата, «умение продать себя, понравиться». Любому ИТ-специалисту рано или поздно приходится взаимодействовать с заказчиками, коллегами и другими участниками проекта, поэтому способность четко и эффективно общаться является критически важной. Разработчик, умеющий ясно выражать свои мысли и понимать потребности заказчика или команды, представляет ценность для любой компании.

Работа в команде

Второй элемент – это умение работать в команде. Современные проекты в IT-сфере часто выполняются в больших командных структурах. Специалист, способный адаптироваться к работе в коллективе, с уважением относиться к мнению других и вместе добиваться поставленных целей, будет очень востребован и с большей вероятностью продвинется по карьерной лестнице.

Ведение переговоров

Другой важной компетенцией, которую рекрутер может отметить, является умение вести переговоры и не теряться в конфликтных ситуациях. Специалисту часто придется разрешать несоответствия в процессе работы, а также обосновывать свои технические решения перед заказчиками прямым путем или через посредника (бизнес-аналитика или проектного менеджера). Умение убеждать, отстаивать свою точку зрения и договариваться — ценный навык в современном мире разработки.

Навыки будущего

Гибкость, креативность, системность, инициативность, умение слушать и слышать и еще многие другие личностные качества представляют собой soft skills, которые сейчас также называют навыками будущего.

Важно понимать, что soft skills не должны заменять технические навыки и знания – тот самый «ум» из поговорки. Однако развитие «мягких» навыков делает ИТ-специалиста более востребованным и высокооплачиваемым, способным эффективно взаимодействовать с окружающими и добиваться успеха в командной работе.

Из своей рабочей практики могу отметить следующую ситуацию: нередко при выборе двух равноценных кандидатов заказчик выбирает того, у кого более «подвешен язык». «Обучить технологиям можно любого, а вот научить говорить, слышать и быть гибким – сложная задача», — услышала как-то я мнение СТO крупной софтверной компании на одном из технических интервью с нашим кандидатом.

Как развивать свои soft skills?

Существует множество книг, курсов, тренингов и семинаров, направленных на развитие soft skills. Можно найти ментора – более опытного «коллегу», который поделится своим опытом и знаниями в теме лидерства, коммуникации, принятия решения и т.д. Самый простой способ – получить обратную связь: от коллег, руководителей, заказчиков, чтобы понять, что можно улучшить. Обратная связь является хорошим инструментом для постоянного совершенствования.

Развитие soft skills – это не просто хорошее дополнение, а важная составляющая для достижения высоких результатов. Определитесь с тем, что именно вы хотите прокачать, и действуйте постепенно. Потребуется время, немного усилий и постоянная практика, однако это инвестиции в свой профессионализм.  Развитие этих навыков демонстрирует готовность к профессиональному росту, а также способность эффективно работать в динамичной среде ИТ-компаний.

Наряду с определением технических знаний и навыков наших разработчиков, тестировщиков, аналитиков и тимлидов, HR-специалисты «Бизнес-Азимут» проводят проверку уровня непрофессиональных компетенций soft skills кандидатов с помощью специальных вопросов на интервью, психологического тестирования, а также сбора обратной связи с предыдущих мест работы специалистов.  Если сотруднику требуется подтянуть ту или иную область soft skills, мы помогаем ему, определяя задачи и материалы для обучения, организуя тренинг-сессии, и проверяя полученные результаты. Ведь предоставление хороших специалистов на проекты заказчиков является основным приоритетом «Бизнес-Азимут» и нашим конкурентным преимуществом.

Автор: Елена Морозова, HR-менеджер в IT

Мы всегда на связи!

    Нажимая кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь на обработку предоставленных Вами персональных данных.